МБДОУ Детский сад "Солнышко" село Верхняя-Заимка
Занятие-экспериментирование "Свойства воды" для детей 5–6 лет.
06 сентября [пт]
Занятие-экспериментирование "Свойства воды" для детей 5–6 лет. Воспитатель старшей группы Смирнова Юлия Викторовна.с. Верхняя Заимка.
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды. Программные задачи: Образовательные:– Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха, вода - растворитель); –Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами Развивающие: – Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; – Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать. Воспитательные: – Воспитывать бережное отношение к воде; – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов; – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию. Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, , иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти. Используемые виды деятельности: экспериментирование, аппликация. Место проведения: групповое помещение Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой. Ход занятия Введение в игровую ситуацию: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. ( приветствие детей). В. А сейчас я предлагаю вам пройти на ковер и поздороваться друг с другом. ( игра на общение). Станем рядышком по кругу, Скажем « Здравствуйте» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «привет!» и « добрый день!»; Если каждый улыбнется- Утро доброе начнется.- доброе утро! Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории? Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой. Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования: (Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)На проекторе появляются отгадки. Люди ждут меня, зовут,
Течет, течет – не вытечет,
Стоит корыто
К речке-сестрице
Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать? Ответы детей: Воду. Практическое экспериментирование. Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем. Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”. Опыт 1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает? Ответы детей: Сыпется. Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему? Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая. Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Опыт 2. Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость? Ответы детей: Да Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока? Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса. Вывод: Вода – безвкусная жидкость. Опыт 3. Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами сажали лук? Во что? (В воду, в землю.) Понюхайте, какой у нее запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.) Ответы детей: Чистая вода не пахнет. Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Физминутка: К речке быстрой мы спустились,( шагаем на месте) Наклонились и умылись(наклоны вперед, руки на поясе) Раз, два, три, четыре-(хлопки в ладоши) Вот славно освежились( встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе- раз, это брасс( круги двумя руками вперед) Одной, другой-это кроль.(круги руками поочередно) Все как один плывем , как дельфин( извилистые движения руками вперед) Вышли на берег крутой и отправились домой.( шагаем на месте) Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы. Опыт 4. Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.) Ответы детей: Молоко. Воспитатель: Оно льется? Дети: Да. Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью? Дети: Да. Воспитатель: А вы любите молоко? Дети: Да – нет. Воспитатель: Когда оно горячее,можно помешать его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите? Дети: нет. Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.) Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу? Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вывод: Чистая вода прозрачна. Опыт 5. Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму. Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр). Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках? Ответы детей: конуса, цилиндра. Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.) (Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.) Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. Свойство № 3: Вода растворитель Воспитатель: . Я сейчас вам предлагаю размешать в стаканчике с водой соль, сахар. Что с ними произошло? Дети: Они растворились. Воспитатель: правильно соль и сахар растворились. Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем. А сейчас положим муку и нальем растительное масло. Хорошо все перемешаем, что произошло Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. . С каким же новым свойством воды вы познакомились? Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали? Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего? Ответы детей: Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему? Ответы детей: Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду? Ответы детей: Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.) Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята! Список литературы
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.